Описание
Рецензии

Сериал Легенда о Тиле

Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.11.2013)
Рейтинг:
7.69
7.50
В обществе Нидерландов, где традиционно процветают индивидуализм и оптимизм, народ находится в состоянии подавленности под властью короля Испании. На фоне этого насилия и притеснений его граждан империи, распространяется атмосфера паники и страха из-за огня инквизиции. В этом средоточии тягости двое друзей – смелый Тиль Уленшпигель и непоколебимый Ламма - решают вернуть смиренность и мир на их землю. Для достижения этой цели они должны преодолеть множество испытаний, преодолев самые тягостные ситуации. Но, в конечном итоге, друзья добиваются своей цели и приносят свободу и благополучие народу Нидерландов. Фильм снят по мотивам классической книги Шарля де Костера "Тиль Уленшпигель".
Всегда слышали: "книга лучше фильма". Частично это так и есть. Когда читаем книгу, мы создаем в своей фантазии вполне определенные образы, а главных персонажей и места на страницах романа мы видим в своем собственном представлении. И часто то, что мы представляем, не совсем совпадает с тем, что увидел режиссер. А потому возникает неловкое чувство неудовлетворенности, а происходящее на экране кажется не очень правдоподобным. Мы как бы уже в своем воображении расставили акценты на "нет, там все было не так", и общее впечатление от фильма или сериала получается не самое лучшее. Но что радует, когда подобное несоответствие между книгой и ее экранизацией отсутствует. И такие произведения цените больше всего. Например, лично мне это удалось с "Легендой о Тиле". Хотя признаюсь, я изначально был настроен скептически к просмотру фильма. Дело в том, что "Легенда об Уленшпигеле" входит в мой личный топ литературных произведений. Читал книгу не один раз и знаю все сюжетные перипетии наизусть. А, естественно, смотреть экранизацию Алова и Наумова я садился с неким скептицизмом. Но что открыло признание! Авторы честно говорили, что это всего лишь кино, снятое по мотивам. Даже название изменили. Вместо любимой мной "Легенды о Уленшпигеле" появилась "Легенда о Тиле". Казалось бы, не сильная разница, но для меня это был уже сигнал о чем-то чуждом. И только потом я прочитал, что на подобный ход сценаристы пошли специально. Они осознано убрали грубое прозвище главного героя и вернули ему его настоящее имя. Тем самым они хотели подчеркнуть, что рассказ пойдет о людях, а не о неких вымышленных образах. Ведь только людям доступно испытывать такие чувства, как страх, сострадание, любовь, ненависть, боль и многое другое. И эти чувства скорее доступны милому Тилу, чем циничному Уленшпигелю (опять же по задумке авторов). Во время первого просмотра всего этого я не знал. А жаль! Возможно, тогда бы я не был так изначально настроен отрицательно и быстрее втянулся в происходящее на экране. Поскольку режиссеры очень бережно обошлись с романом. Изменив какие-то незначительные детали, они оставили в целости и сохранности самое главное – атмосферу. А даже переделанные эпизоды жизнеописания главного героя выдержаны в том духе, который заложил в свое произведение Шарль де Костер. А что касается того, что фильм состоит из двух частей, то это деление весьма условное. Обе картины целиком связаны между собой. И дело не только в одинаковых героях в обоих фильмах, они связаны единой сюжетной линией. Смотреть вторую часть без первой можно с большим натяжкой, но по большому счету бессмысленно. А уж тем более глупо начинать сначала со второй части и потом возвращаться к первому. Теперь несколько слов о картинке! Над звуком и цветами авторы поработали на славу. И то и другое полностью соответствует духу того времени, полностью его открывает, а в некоторых эпизодах и дополняет. Достаточно упомянуть, что в фильме регулярно звучат классические напевы того далекого 16-го века, в которых четко читаются испанские мотивы. Плюс они периодически разбавляются настоящей фортепианной классикой в исполнении Антонио Вивальди. Ну а дополняет этот изысканный музыкальный коктейль произведения современного композитора Николая Каретникова. В цветах еще больший блеск и многообразие. Насколько точно художники смогли передать краски того времени! Грязно-оливковые здания, тяжелые черно-коричневые улицы. Даже насыщенные зеленые и персиковые цвета как будто нанесены на холст мастера 16-го века. Это именно та Испания, которую описывает автор романа – романтична, но грязная; солнечна, но с привкусом мерзости. Про декорации, костюмы и прочие мелочевки (хотя какие это мелочи?) только одни положительные отзывы. Смотришь на экран, и как будто переносишься на машине времени на пару веков назад. Начинаешь чувствовать вкус той жизни, ее особенности, полностью в нее погружаешься. Практически физически ощущаешь ту атмосферу старой Испании, с ее инквизиторами, охотой на ведьм, пытками, казнями, сожженными женщинами и прочими ужасами. А это, хочу заметить, без всяких новомодных 3D! Мастера 70-х все-таки умели передать чувства, не прибегая к сложным компьютерным спецэффектам. Но и раз уж заговорили о мастерах, то самыми гениальными в данной картине, по моему скромному мнению, являются актеры. Понятно, что в фильме собраны сплошь звезды (хотя таких слов тогда и не было), но насколько гениально показана каждая роль, даже эпизодическая. Главные герои - Клаас, Неле, Ламме, Тиль, Сооткин, Катлин – действительно оживают, причем каждый своей четко сыгранной жизнью. Глядя на них, происходят удивительные метаморфозы. Даже если я раньше в своей голове и рисовал какого-нибудь героя по-другому, то после просмотра у меня твердо закрепились именно образы с экрана. И потом уже, перелистывая вновь страницы любимой "Легенды", я только их и могу представить. Это насколько же генично надо было вжиться в образ и показать его на экране?! Молодой и кудрявый Михаил Ульянов шикарно смотрится в образе Клааса. Этакий классический труженик, образцовый отец и муж, любимец друзей и знакомых. Всегда он жизнерадостный и старается во всем видеть только положительное. А посередине фильма происходит полное преображение характера героя, когда он попадает под жернова охотников на ведьм. А все его переживания, подозрения, бессильная злоба от того, что не можешь доказать свою невиновность, ощущения надвигающейся беды, которая покарает не за дело, а просто потому что ты кому-то не понравился - Ульянов – великолепен! И точка!
Фильм, который мы рассматриваем сегодня, представляет собой уникальное сочетание сказочной истории, которая происходит на реальной платформе исторических событий в Испании в 16 веке. Это время Инквизиции и преследований "ведьмы", которые привели к отправлению на костер тысячи женщин, существенно ослабив красоту Европы. В центре этой истории находятся любовные отношения двух молодых людей - Тиля и Неле. Они с детства знакомы друг с другом и даже задумывались об браке. Однако судьба имела другие планы для молодой пары. Тиль и Нене были бездомными актерами, которые выступали на городских улицах, развлекая публику и зарабатывая на жизнь. Но у них был один недостаток - Тиль не умел держать язык на замке и время от времени делился с аудиторией шутками в адрес представителей Церкви. В эпоху суровой Инквизиции, когда малейшее нарушение правил легко могло привести к казни, это было очень опасное занятие. Итак, Тиль один день сделал что-то такое, что привело его на виселицу. Но у главного героя не может быть смерти в самом начале фильма. Это понятно всем зрителям. Самое приятное в этом фильме - актерский состав. В этой картине играют такие знаменитые актеры Советского кинематографа, как Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Евгений Леонов и Вера Васильева. Если на афише фигурируют такие знаменитые актеры, то зритель обязательно возьмет время и посмотрит картину. Интересно, что первоначально главного героя должен был играть молодой тогда Александр Абдулов. Однако режиссеры предпочли ему более европейского и незнакомого Лембиту Ульфсаку. А жаль, с Абдуловым получилось бы еще интересней, а уж "звездней" так точно. Для того времени фильм поражает масштабами своих съемок. В качестве живой натуры съемочная группа выбрала европейскую часть Советского Союза (ближе к Прибалтике), где еще сохранились частицы древней архитектуры, напоминающие что-то испанское. Помимо этого авторы фильма брали персонажей с полотен таких известных художников, как Иероним Босх и Франсиско Гойя. Режиссеры сумели воплотить на телеэкране классические театральные образы, напоминающие постановки Марка Захарова. В картине есть группа положительных героев, которым неизменно сопереживаешь, участвуешь в их жизни. А есть злодеи в лице королевской династии и Церкви. При этом понятно, что отрицательные персонажи гораздо сильнее, а положительные обречены на поражение и страдания. Но тем и интересней смотреть, так как на экране разыгрывается настоящая реальная трагедия, о которой было немало в те далекие времена. Это справедливо, если кто-то подумает, что короли и священники выставлены слишком жестокими. Однако просто знайте, тогда именно так все и было. А люди страдали сотнями и тысячами. Человеческая жизнь тогда не стоила ни гроша.
Я помню этот фильм по сердцу. "Легенда о Тиле" - это кинофильм, который оставляет неизгладимое впечатление на сердца и умы зрителей с первых же кадров. Первый раз я смотрела его в конце 70-х годов, когда фильмы такого типа были предназначены только для взрослых. Тогда такие картинки считались неуместными для подростков. И что же? Меня тогда поселило на столь высоком острогу уязвимости перед художественным произведением! Ох, какое чувство было у меня тогда! Было неподдельное чувство того, что я действительно стала частью большого мира. Но тогда это было просто детское воображение, которое легко обмануть. Второй раз я посмотрела этот фильм без особых надежд или ожидали каких-либо значительных изменений в моем восприятии этой истории. Мне показалось, что я уже видела все это до того, как я стала взрослой, и теперь я просто смотрела на повторение того же, но с другими лицами и новой одеждой. Но когда я прочитала книгу Шарля де Костера "Легенда о Тиле", что-то изменилось. Мне показалось, что эта история стала более живой, чем когда-либо раньше. И хотя первая половина фильма осталась прежней - веселыми и смехоперными сценами, вторая половина уже совсем не радовала, а скорее будила чувство раздражения. После этого я начала осознавать связь между этим и нашим современным временем. Мы так же обожжены, как тогда - нас убивают на улицах города, нас терроризируют по телевидению, нас не пускают в школы... И мы так же хотим жить, как и тогда! И еще я начал понимать, что прошлое не повторяется, потому что оно напоминает о себе, а это значит, что будущее уже не такое, как когда-то. Стоит задуматься об этом! С каждым разом фильм становится все более живым и уникальным. Игру актеров невозможно назвать "хорошей". Евгений Леонов играет комические роли так глубоко и серьезно, что вы невольно начинаете чувствовать себя рядом с ним. А короткая роль Михаила Ульянова оставляет неизгладимое впечатление на сердце. Можно только восхищаться игрой Натальи Крачковской в массовке - она как одна из многих глоток свежего воздуха в фильме. Игорь Ясулович, предводитель слепых, смотрится так неотъемлемо, что его даже можно сравнить с настоящими людьми. И еще это фильм о прошлом, где все осталось прежним - и одежда, и орудия уничтожения людей. Но главное это то, что будущее не будет таким же. Стоит задуматься об этом! В современном времени нет такого количества талантливых режиссеров как в советские времена. И хотя есть кое-что хорошее, все больше "ширпотребовщины" затмевает красоту и глубину искусства. Таким образом, фильм "Легенда о Тиле" остается классикой, которая никуда не уйдет, а станет еще более живым в новых временах.