Описание
Рецензии

Сериал Берия. Проигрыш

Актеры:
Владимир Чуприков, Владимир Щербаков, Александр Базоев, Ольга Демидова, Александр Кудинов, Ульяна Урванцева, Петр Черняев, Виктор Балабанов, Вадим Померанцев, Дмитрий Аксенов
Режисер:
Максим Иванников
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.11.2012)
Рейтинг:
6.64
Фильм, посвященный Лаврентию Берии, переносит зрителя во вчерашнюю эпоху, воспроизводя события 26 июня 1953 года с предельной точностью. Этот день остался в исторических хрониках как момент, когда Берия был задержан и увезен под стражей. Однако фильм не ограничивается только этим событием. В его сценарии также отражено историческое заседание Президиума, пришедшееся на тот день, когда Берию уводили в наручниках. Никто из персонажей не остается в стороне: все их действия и решения являются важными звеньями в той великой хронологии событий. Фильм также показывает последние месяцы жизни Лаврентия Паулова в тюремной камере, где он готовился к своей судьбе – расстрелу 23 декабря 1953 года. Эта история запоминается не только как политический переворот или смерть одного человека. Это целая картина из человеческих судеб, общественной драмы и непредвиденных последствий решений отдельных людей для всего сообщества.
В мир политических игр и обмана входит Берия Лаврентий Павлович – одна из самых туманных фигур двадцатого века. Едва ли найдется в советской истории другой персонаж, оболганный так, как оболган Берия Л.В. Этого выдающегося государственного деятеля хрущевские пиарщики изобразили тупым жлобом и сексуальным маньяком. Впрочем, у человека, занявшего его место в Кремле, не было другого выхода. Если бы Хрущев не представил своего предшественника как убийцу, злодея и гнусное чудовище, ему пришлось бы слишком ответить за все свои грехи. Десятого июня одна тысяча девятьсот пятьдесят третьего года потрясенная страна читала «Правду»; только что состоявший пленум ЦК КПСС принял решение вывести Л.П.Берия из состава ЦК КПСС и исключить из рядов Коммунистической партии Советского Союза как врага Коммунистической партии и советского народа». Позднее, уже осенью, по партийным организациям в негласном порядке была разослана брошюра, столь живописно изобразившая похождения генерального комиссара госбезопасности, что один из читавших ее сказал: «Как в помойную яму окунулся». Подготовленное таким образом общественное мнение сообщение о суде над Берией и смертном приговоре восприняли как должное. Казалось, эта ложь будет жить вечно – но прошло всего несколько десятилетий, и подлинные события стали выходить на поверхность. Ветер истории смел мусор и с этой могилы. Ведь все что мы о нем знаем нам навязали «сверху». Поэтому такой мини-сериал, который выглядел настоящей провокацией, я посмотрела с интересом. Фильм очень интересен, в его основу легли многие архивные документы того времени. Трудно сказать, подлинные или не подлинные – ведь фильм всего лишь версия событий одной тысячи девятьсот пятьдесят третьего года, которая противоречит «официальной». Так, например, в нем рассказывается, как еще при жизни Сталина Никитой Хрущевым при участии других заговорщиков была сделана попытка раздела СССР на отдельные республики (как впоследствии и было сделано в декабре 1991 года), а убийство Сталина и расстрел Берии – это всего лишь последствия страха Хрущева за наказание за неудавшуюся авантюру. Неудивительно, что в фильме Берия предстает как невинная жертва коварного заговора «наследников Сталина», когда Хрущев выставляется в таком свете. Хочется поблагодарить за блестящую игру актера Владимира Щербакова. Внешне он очень похож на Л.П.Берия, он убедительно и достоверно сыграл (пропустив через себя его жизнь). Так же хочу отметить игру Владимира Чуприкова и Владимира Черняевского, сыгравших Хрущева, а так же Георгия Тесля-Герасимова в роли майора Новожилова (который по моему мнению был вымышленным персонажем) и Дмитрия Аксенова в роли следователя Руденко (умеющего выбивать показания). Непонятна мне была замена некоторых актеров после второй серии (речь идет о Хрущеве и Маленкове). Так же любимый прием современного кино с помощью компьютерных эффектов состарить пленку в этот раз был неуместен. Игра актеров безупречна! Я не очень то люблю жанр художественно-документального кино. С одной стороны здесь и хроника, и текст за кадром, с другой стороны – постановочные сцены, в которых актеры играют либо нормально, либо переигрывают, либо не доигрывают. То же самое можно сказать про мини-сериал «Берия. Проигрыш», который некоторым откроет глаза на нашу историю.
Начнем с осмысления предоставленного текста. В первой части мы можем увидеть приверженность сериалу благодаря новой интерпретации исторических событий, которая, как можно предположить, не может быть исторически достоверной. События 50-х годов характеризуются обмолвками, политическими версиями и искажением фактов. Переосмысливая этот текст, мы можем использовать более точные синонимы для выражения мыслей в естественном стиле. Например, «новая трактовка» может быть заменена на «интерпретация», а «исторически достоверной» - на «исторической точностью». Аналогично, вместо использования фразы «политически угодные версии», мы можем говорить о «политических интригах». Переосмыслив предоставленный текст с помощью более точных синонимов и естественного стиля, получаем следующую уникальную версию: Мне понравился сериал благодаря новой интерпретации исторических событий. Кажется, что эта интерпретация не может быть исторически достоверной, поскольку историки-аналитики face сложность восстановления реальных событий в 50-х годах, когда характеризовались обмолвками, политическими интригами и искажением фактов. Время теперь у историков-аналитиков создать целостную картину эпохи на основе достоверной информации. Некоторые факты из биографии Берии удивили меня - например, его стремление к объединению Германии еще в 50-е годы накануне смерти Сталина, а также упразднение ГУЛАГа. Интересно изучать версию возникновения «Ленинградского дела», и хотя я поняла лишь частично «откуда ноги растут» в этом случае. В общем, фильм, думаю, будет интересен всем историческим любителям, а профессионалам он даст пищу для критики, несогласия или согласия с трактовкой событий тех лет. Сценарист и режиссер имеют право на собственное мнение. А согласны вы с ними или нет - все зависит от вашей образованности, эрудиции и интеллекта. Фильм заставляет задуматься о судьбе нашей многострадальной страны, как это ни банально звучит. По моему мнению, очень правильно, что по сценарию нет четко выписанных бытовых и межличностных отношений. Все представлено вскользь, намёками, - от этого фильм выигрывает. Главная идея фильма — новая интерпретация нашей истории на основе крупиц достоверной информации - подана компактно, сжато и лаконично. Ее не затереть в мелких деталях и на фоне нелегкой жизни наших предшественников. Советую посмотреть этот фильм.